MENU

 

 

 


Верховный Совет СССР дает оценку деятельности Правительства СССР прежнего состава, назначает Председателя Совета Министров СССР и пору­чает ему представить на рассмотрение Верховного Совета предложения но составу Правительства СССР.

Председатель и члены Правительства СССР не являются депутатами Верховного Совета СССР, равно как любого иного Совета народных депута­тов. Они могут присутствовать на сессиях Верховного Совета СССР, а также на заседаниях комиссий Верховного Совета и его палат с правом совещательного голоса.

Ст.94. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчётен.

В промежутках между сессиями Верховного Совета СССР Правительство СССР ответственно перед Президиумом Верховного Совета СССР и ему под­отчётно.

Ст.95. Совет Министров СССР:

а/ объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республи-канских Министерств СССР, Государственных комитетов СССР и других подведомственных ему учреждений; руководит отраслями, предпри­ятиями и иными народнохозяйственными объектами союзного подчинения; осуществляет общее руководство отраслями союзно-республиканского под­чинения;

б/ обеспечивает целостное, взаимоувязанное и сбалансированное уп­равление экономикой страны (единым народнохозяйственным комплексом); разрабатывает и выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР проек­ты текущих и перспективных Государственных планов развития народного хозяйства СССР; после утверждения Государственного плана развития на­родного хозяйства СССР Верховным Советом организует деятельность по его выполнению; представляет Верховному Совету СССР отчёты о выполне­нии планов;

в/ разрабатывает и выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР проект Государственного бюджета СССР; представляет Верховному Совету СССР отчёт об исполнении бюджета;

г/ руководит денежной и кредитной системой; обеспечивает проведе­ние единой политики в области цен и оплаты труда; отвечает за органи­зацию государственного страхования;

д/ обеспечивает государственную безопасность СССР, приоритет государственных интересов, неукоснительное соблюдение советского социа­листического правопорядка, неприкосновенность социалистической собст­венности, свободу и беспрепятственность реализации гражданами СССР их конституционных гарантий;

е/ руководит строительством Вооружённых Сил СССР, отвечает за организацию обороны Советского государства; определяет ежегодные кон­тингент граждан, подлежащих призыву на действительную воинскую служ­бу;

ж/ осуществляет общее руководство международными сношениями СССР, внешней торговлей, экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством СССР с иностранными государствами и международными ор­ганизациями; заключает и расторгает межправительственные соглашения СССР;

з/ обеспечивает функционирование единой системы народнохозяйст­венного учёта и статистики;

и/ в случае необходимости образует специальные (целевые) Государ­ственные комитеты и Главные управления при Совете Министров СССР;

к/ осуществляет другие полномочия из числа отнесённых настоящей Конституцией к ведению Союза CGP, поскольку они не входят непосредст­венно в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Ст.96. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных актов Верховного Совета СССР и его Президиума издает по­становления и распоряжения, организует и проверяет их исполнение.

Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.

Ст.97. Министерства, Государственные комитеты и другие ведомства, входящие в состав Правительства СССР, несут ответственность за эффек­тивное функционирование и развитие порученных им отраслей государст­венного управления.

В пределах своей компетенции министры и другие члены Правительст­ва СССР издают на основе и во исполнение законов СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы, инструкции и иные акты, организуют и проверяют их исполнение.

Ст.98. Совет Министров СССР имеет право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распо­ряжений Советов Министров союзных республик, а также отменять приказы и инструкции министров СССР, иные акты руководителей подведомственных ему органов и учреждений.

Ст.99. Министерства СССР являются либо общесоюзными, либо союзно-республиканскими.

Общесоюзные Министерства руководят порученными им отраслями государственного управления непосредственно или через создаваемые ими ор­ганы.

Союзно-республиканские Министерства руководят порученными им отраслями государственного управления через одноимённые Министерства со­юзных республик, за исключением ограниченного числа предприятий и иных народнохозяйственных объектов союзного подчинения, руководство которыми осуществляется непосредственно. Список предприятий и иных народнохозяйственных объектов союзного подчинения, находящихся в ве­дении союзно-республиканских Министерств СССР, утверждается Президиу­мом Верховного Совета СССР.

Ст.100. К общесоюзным относятся Министерства:

… /Перечень общесоюзных Министерств. - Примечание Конст. комиссии./

Ст.101. К союзно-республиканским относятся Министерства:

… /Перечень союзно-республиканских Министерств. - Приме­чание Конст. комиссии./

Ст.102. Порядок деятельности Правительства СССР и его органов оп­ределяется Законом о Совете Министров СССР.

Глава V

 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ, АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИКАХ И НА МЕСТАХ

Ст.103. Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики.

Верховный Совет союзной республики правомочен решать все вопросы, отнесённые к ведению союзной республики Конституцией союзной респуб­лики, построенной в соответствии с Конституцией СССР.

Законодательная власть на территории союзной республики осущест­вляется исключительно её Верховным Советом.

Ст.104. Срок полномочий Верховного Совета союзной республики - пять лет.

Ст.105. Верховный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Совета союзной республики, подотчётный Верховному Совету во всей своей деятельности и осуществляющий в промежутках между его сессиями функции высшего органа государственной власти союзной рес­публики.

Состав и полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики определяются Конституцией союзной республики.

Ст.107. Высшим исполнительным и распорядительным органом государ­ственной власти союзной республики является Совет Министров союзной республики (Правительство союзной республики).

Совет Министров союзной республики образуется Верховным Советом союзной республики, ответственен перед ним и ему подотчётен.

В промежутках между сессиями Верховного Совета союзной республики Правительство союзной республики ответственно перед Президиумом Вер­ховного Совета союзной республики и ему подотчётно.

Председатель и члены Правительства союзной республики не являются депутатами Верховного Совета союзной республики, равно как любого иного Совета народных депутатов. Они могут присутствовать на сессиях Верховного Совета союзной республики, а также на заседаниях комиссий Верховного Совета с правом совещательного голоса.

Ст.108. Совет Министров союзной республики на основе и во испол­нение законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР издаёт постановления и распоряжения, организует и проверяет их исполнение.

Ст.109. На основе и во исполнение законов СССР и союзной респуб­лики, постановлений и распоряжений Советов Министров СССР и союзной республики, приказов и инструкций союзно-республиканских Министерств СССР министры и другие члены Правительства союзной республики издают, в пределах своей компетенции, приказы, инструкции и иные акты, орга­низуют и проверяют их исполнение.

Ст.110. Совет Министров союзной республики имеет право

а/ отменять приказы и инструкции министров союзной республики, иные акты руководителей подведомственных ему органов и уч­реждений;

б/ по вопросам, отнесённым к ведению союзной республики, приоста­навливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, решений и распоряжений исполкомов краевых, об­ластных, городских республиканского подчинения Советов народных депу­татов, Советов народных депутатов автономных областей, а в союзных республиках без областного деления - исполкомов районных и соответст­вующих городских Советов народных депутатов.

Ст.111. Министерства союзной республики являются либо республи­канскими, либо союзно-республиканскими.

Республиканские Министерства союзной республики руководят пору­ченными им отраслями государственного управления, подчиняясь Совету Министров союзной республики.

Союзно-республиканские Министерства союзной республики руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР.

Ст.112. Высшим органом государственной власти автономной респуб­лики является Верховный Совет автономной республики.

Верховный Совет автономной республики правомочен решать все вопросы, отнесённые к ведению автономной республики Конституцией авто­номной республики, построенной в соответствии с Конституцией союзной республики.

Законодательная власть на территории автономной республики осуще­ствляется исключительно её Верховным Советом.

Ст.113. Срок полномочий Верховного Совета автономной республики – пять лет.

Ст.114. Верховный Совет автономной республики избирает Президиум Верховного Совета автономной республики и образует Совет Министров (Правительство) автономной республики.

Председатель и члены Правительства автономной республики не явля­ются депутатами её Верховного Совета, равно как любого иного Совета народных депутатов. Они могут присутствовать на сессиях Верховного Совета автономной республики, а также на заседаниях комиссий Верхов­ного Совета с правом совещательного голоса.

Ст.115. Совет Министров автономной республики имеет право

а/ отменять приказы и инструкции министров автономной республики, иные акты руководителей подведомственных ему органов к учреждений;

б/ по вопросам, отнесённым к ведению автономной республики, приостанавливать действие решений и распоряжений исполкомов ближайшего уровня подчинения (непосредственно следующего за республиканским).

Ст.116. Органами государственной власти в краях, областях, авто­номных областях, автономных округах, районах, городах, районах в го­родах, посёлках, сельских населённых пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Местные Советы народных депутатов правомочны решать все вопросы, отнесённые к их ведению законодательством Союза ССP, Конституциями союзной, автономной республик, построенными в соответствии с Консти­туцией СССР.

Ст.117. Срок полномочий местных Советов народных депутатов - пять лет.

Ст.118. В пределах предоставленных им полномочий местные Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы (ис­полкомы) принимают решения и дают распоряжения.

Решения и распоряжения местных Советов народных депутатов и их исполкомов обязательны к исполнению на территории соответствующего Совета.

Ст.119. Местные Советы народных депутатов избирают президиумы Со­ветов и образуют исполнительные и распорядительные органы Советов - исполнительные комитеты (исполкомы).

Председатель президиума местного Совета народных депутатов имену­ется председателем данного Совета.

Состав, компетенция и порядок деятельности президиумов и исполко­мов местных Советов определяются законом.

За исключением случаев, предусмотренных ст.121 настоящей Консти­туции, председатель и члены исполкома местного Совета не являются де­путатами данного Совета, равно как любого иного Совета народных депу­татов. Они могут присутствовать на сессиях данного Совета, а также на заседаниях создаваемых им комиссий с правом совещательного голоса.

Ст.120. Исполком вышестоящего Совета народных депутатов имеет право

а/ отменять акты руководителей отделов и управлений исполкома, других подведомственных ему органов и учреждений;

б/ по вопросам, отнесённым к ведению данного Совета, приостанав­ливать действие решений и распоряжений исполкома нижестоящего Совета народных депутатов (ближайшего уровня подчинения).

Cт.121. Совет народных депутатов малого населённого пункта избира­ет из числа депутатов рабочую группу, которая выполняет одновременно функции как президиума, так и исполнительного и распорядительного ор­гана данного Совета.

Состав, компетенция и порядок деятельности рабочих групп Советов народных депутатов в малых населённых пунктах определяются законом.

Глава VI

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ  СОВЕТСКОГО COЮЗA
В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР

Ст.122. КПСС есть политическая организация, через посредство кото­рой Советский народ, в лице его авангардной, наиболее активной и клас­сово сознательной части

выражает свою волю к построению коммунистического общества;

развивает и систематизирует представления о коммунистическом буду­щем СССР и всего человечества, о путях построения коммунизма как науч­ную теорию и как объединяющую массовую идею, основу и опору общенацио­нальной духовности;

придаёт стратегически целенаправленный характер деятельности Со­ветского государства, обеспечивает идеологическое (информационно-ин­теллектуальное) превосходство СССР над классовым и геополитическим противником, над внешними и внутренними силами, враждебными социализму и коммунизму;

идейно мобилизует и организует массы на выполнение задач социалистического и коммунистического строительства.

КПСС действует в рамках Конституции СССР.

Ст.123. Членство в КПСС представляет собой, согласно ст.ст.3 и 34 настоящей Конституции, один из способов реализации наиболее активными и классово сознательными, преданными коммунистическим идеалам гражда­нами СССР их права на участие во власти.

Членство в КПСС является свободным и добровольным. Вступление в Коммунистическую партию Советского Союза налагает на гражданина обязанности, определяемые Уставом КПСС. Вступление в КПСС с недобросовестными целями, ради приобретения неоправданных социальных преимуществ и привилегий, может повлечь за собой, помимо партийных мер взыскания, установленную законом ответственность. Попытки использова­ния статуса члена Коммунистической партии и организационных возможно­стей КПСС для проведения деятельности, враждебной Советскому государ­ству, караются по всей строгости закона, как обман народа и измена Ро­дине (нанесение ущерба политической стабильности и информационной без­опасности страны).

Ст.124. Содержание организационных структур КПСС (её исполнитель­ных и контрольных органов) не финансируется государством и осуществля­ется полностью за счёт собственных средств партии (партвзносы, пожерт­вования, доходы от издательской деятельности и т.п.).

Ст.125. Первичные ячейки КПСС могут образовываться, в соответствии с Уставом КПСС, как по месту жительства, так и по месту работы, служ­бы, иных профессиональных занятий граждан, во всех без исключения тру­довых коллективах, в колхозах и совхозах, на предприятиях и в учреждениях, в Вооружённых Силах СССР, в правоохранительных органах, в учеб­ных заведениях, творческих союзах и средствах массовой информации.

Ст.126. КПСС проводит в жизнь выработанный ею идейно-политический курс исключительно методами убеждения и личного примера её членов.

Члены КПСС получают и осуществляют указания партии только как ком­мунисты, но не по линии непосредственного исполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Ст.127. Руководящие органы КПСС (съезды, конференции, партийные собрания) непосредственного участия в работе органов государственной власти и управления не принимают. Их решения имеют обязательную силу только для членов КПСС, её организаций и её оргструктур.

То же относится к контрольным органам КПСС.

Ст.128. Участие КПСС в работе органов государственной власти и уп­равления осуществляется через сотрудничество между исполнительными ор­ганами партии и Советов соответствующего территориально-производствен­ного уровня, а также президиумами Советов.

Формой такого сотрудничества является предварительное совместное рассмотрение подлежащих решению вопросов в принципиальном плане и при­нятие сов-местных постановлений.

К участию в выработке и принятии совместных постановлений могут привлекаться профсоюзы и другие общественные организации.

Совместные постановления партийных и советских органов обязательны к исполнению в пределах ведения данного советского органа. По ходу вы­полнения сов-местного постановления организация КПСС присущими ей мето­дами мобилизует массы на достижение намеченных целей.

По результатам выполнения совместного постановления в случае необходимости также проводится совместное рассмотрение и принимается резо­люция, имеющая обязательную силу как в пределах ведения данного совет­ского органа, так и для данной организации КПСС.

Предложение о совместном рассмотрении вопроса может исходить как от советского органа, так и от соответствующего органа КПСС. В любом случае другая сторона не вправе отказаться от проведения совместного рассмотрения.

 

 

Глава VII
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА
И  ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НАРОДНОГО  ДЕПУТАТА

Ст.129. Выборы народных депутатов в Советы всех уровней произво­дятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ст.130. Всеобщее избирательное право означает, что избирать и быть избранными в Советы народных депутатов могут все граждане СССР, до­стигшие 18 лет, за исключением

а/ лиц, признанных в установленном законом порядке умалишёнными;

б/ лиц, в установленном законом порядке поражённых в гражданских правах по причине их антисоветской, антисоциалистической деятельности в период Третьей мировой войны и временной оккупации территории СССР.

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 23 лет.

Ст.131. Равное избирательное право означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый избиратель имеет только один голос.

Ст.132. Прямое избирательное право означает, что выборы народных депутатов в Советы всех уровней осуществляются гражданами непосредст­венно, без промежуточных ступеней.

Ст.133. Голосование при выборах народных депутатов является тайным.

Попытки установления, в какой бы то ни было форме, контроля за волеизъявлением избирателей влекут за собой предусмотренную законом ответственность.

Ст.134. Гражданин СССР не может быть одновременно избран более чем в один Совет народных депутатов.

Ст.135. Выборы в Советы народных депутатов производятся по избира­тельным округам.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии во главе с Цент-ральной избирательной комиссией СССР, которые образуются из пред­ставителей от трудовых коллективов, организаций КПСС, общественных ор­ганизаций, собраний военнослужащих по воинским частям, инициативных групп граждан.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов, включая порядок образования и деятельности избирательных комиссий, определяет­ся соответствующими законами СССР, союзных и автономных республик.

Ст.136. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, осуществляются за счёт государства.

Ст.137. Депутаты являются полномочными представителями Советского народа в органах государственной власти СССР.

Советский народ имеет право быть представленным в органах государственной власти СССР достойными, способными и высоконравственными людьми, руководствующимися чувством общественного, классового долга, готовыми последовательно и принципиально строить политику Советского государства в интересах трудящегося человека.

Право Советского народа на достойное представительство в органах государственной власти реализуется, в том числе, через предъявление соответствующих требований к кандидату в депутаты законодательством СССР о выборах, а на основе закона - избирательными комиссиями. Предъявление государством таких требований выступает важной составной частью политических прав граждан СССР и не может расцениваться как от­клонение от принципа всеобщности избирательного права.

Ст.138. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит трудо­вым коллективам, организациям КПСС, общественным организациям трудя­щихся, собраниям военнослужащих по воинским частям, инициативным груп­пам граждан (самовыдвижение).

Выдвижение кандидата в депутаты инициативной группой граждан, по­скольку численность таких групп не регламентируется, рассматривается как самовыдвижение данного кандидата.

При выборах в Советы народных депутатов, как правило, обеспечива­ется альтернативность и состязательность кандидатур.

Выдвижение кандидатур (в том числе самовыдвижение) без достаточных к тому оснований, в рекламных и иных недобросовестных или непродуманных целях, влечёт за собой применение мер общественного воздействия, а в случае причинения существенных помех ходу избирательной кампании - установленную законом ответственность.

Ст.139. При выдвижении кандидата в депутаты трудовым коллективом на территории данного предприятия, учреждения образуются один или не­сколько избирательных участков того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, и членам трудового коллектива предоставляется воз­можность проголосовать на выборах не по месту их жительства, а по ме­сту работы.

Ст.140. Избирателям гарантируется свободное и всестороннее обсуж­дение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, их предвыборных программ на собраниях, массовых акциях, в печати, по ра­дио и телевидению.

В рамках данной избирательной кампании каждый избиратель, незави­симо от его местожительства в настоящий момент, имеет право заявить аргументированный устный или письменный отвод любой выдвинутой канди­датуре.

Избирательная комиссия того округа, где баллотируется кандидат, в адрес которого поступил отвод, обязана незамедлительно организовать проверку отвода. Факт поступления отвода предаётся гласности в обус­ловленной законом форме.

Если обвинения в адрес кандидата в депутаты подтверждаются и явля­ются достаточно серьёзными, а допущенные им ошибки не могут быть ис­правлены в оставшийся до выборов срок, кандидатура снимается с балло­тировки. Сокрытие членами избирательной комиссии поступивших отводов от рассмотрения влечёт за собой установленную законом ответственность. Если голосование по данной кандидатуре происходило при наличии на день выборов сокрытых от рассмотрения отводов, оно считается недействитель­ным, каковы бы ни оказались результаты последующей проверки отводов.

Заявление гражданином отвода в клеветнических, дезорганизаторских и иных недобросовестных целях преследуется по закону.

Ст.141. Кандидат в народные депутаты выступает перед избирателями с предвыборной программой, которую он при избрании его депутатом обя­зуется выполнять.

Избиратели вправе обращаться к кандидату в депутаты с предложениями по программе его будущей депутатской деятельности, которые в случае их принятия кандидатом именуются избирательскими наказами. Избиратель­ские наказы составляют часть предвыборной программы кандидата и столь же обязательны для выполнения им при избрании его депутатом. В поряд­ке, определяемом избирательной комиссией, кандидат в депутаты ко дню выборов вносит полную ясность в вопрос о том, какие предложения изби­рателей им приняты и стали наказами, а какие отклонены.

Народный депутат несёт ответственность перед своими избирателями за добросовестное следование предвыборной программе и наказам. Не обусловленный объективными причинами отход депутата от заявленной про­граммы, нарушение предвыборных обещаний, пренебрежение наказами изби­рателей служат основанием для возбуждения дела об отзыве депутата.

Приобретение статуса народного депутата посредством выступления на выборах с демагогической, заведомо не предназначавшейся к выполнению программой преследуется по закону как обман народа.

Ст.142. Народный депутат осуществляет депутатские полномочия, не порывая со своей профессиональной деятельностью.

На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских пол­номочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобожда­ется от исполнения профессиональных обязанностей с сохранением за ним среднего заработка по месту постоянной работы.

Ст.143. Создание для народного депутата необходимых материальных условий на период действия его депутатских полномочий - почётная кон­ституционная обязанность предприятия, учреждения, организации, где депутат трудится.

До истечения срока депутатских полномочий депутат не может быть уволен с постоянного места работы, в том числе и по причине достиже­ния им пенсионного возраста, переведён на нижеоплачиваемую работу, понижен в должности.

Гарантии беспрепятственной и эффективной депутатской деятельно­сти, включая неприкосновенность личности депутата, устанавливаются Законом о статусе народного депутата в СССР, другими законодательными актами СССР, союзных и автономных республик.

Ст.144. Как во время сессии Совета, так и в промежутках между сессиями народный депутат имеет право запроса к руководителям и долж­ностным лицам любых исполнительных и распорядительных, иных органов, образованных данным Советом и непосредственно ему подотчётных.

Ответ на депутатский запрос даётся в письменном виде в трёхдневный срок. Во время сессии ответ на депутатский запрос может быть дан с трибуны сессии устно.

Ст.145. В связи со своей депутатской деятельностью народный депу­тат вправе обращаться в любые официальные органы и организации в пре­делах ведения соответствующего Совета, как государственные, так и об­щественные, и принимать участие в рассмотрении поставленных им перед этими органами и организациями вопросов.

Народный депутат пользуется правом безотлагательного приёма у ру­ководителей, должностных лиц, функционеров государственных и общест­венных органов и организаций в пределах ведения соответствующего Со­вета, а также - в тех же пределах - правом на освещение принципиаль­ных вопросов своей деятельности в средствах массовой информации. По­рядок и сроки рассмотрения обращений, предложений, замечаний народно­го депутата определяются законом.

Народный депутат имеет право приостанавливать действие актов исполнительных и распорядительных органов в пределах ведения соответст­вующего Совета, включая акты исполнительных и распорядительных орга­нов нижестоящих Советов, с изложением своей мотивировки приостановле­ния и принятием на себя персональной ответственности за возможные не­гативные последствия такового. Порядок применения народным депутатом вышеуказанного права определяется законом.

Ст.146. Народный депутат обязан отчитываться в своей работе перед избирателями, а также информировать их о работе Совета, разъяснять смысл и направленность принимаемых Советом решений.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван из Совета в установленном законом порядке.

Возбудить дело об отзыве депутата имеет право

а/ каждый избиратель, участвовавший в соответствующей избиратель­ной кампании, независимо от его местожительства в настоящий момент, если он располагает достаточным для этого фактическим материалом;

б/ группа избирателей на тех же условиях.

Возбуждение гражданином или группой граждан дела об отзыве депу­тата в клеветнических, дезорганизаторских и иных недобросовестных це­лях преследуется по закону.

Глава VIII
СУД, АРБИТРАЖ, НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ

Ст.147. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Народным Судом СССР, Верховными Народными Судами союзных и автономных республик, кра­евыми, областными, городскими народными судами, народными судами авто­номных областей и автономных округов, районными (городскими) народными судами, а также народными военными трибуналами в Вооружённых Силах.

Ст.148. Рассмотрение дел во всех судах по первой инстанции осуще­ствляется с участием народных заседателей.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Ст.149. Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Судьи и народные заседатели всех судов, от районных (городских) до Верховного Народного Суда СССР, избираются непосредственно населением соответствующей административно-территориальной единицы на основе все­общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет.

Судьи и народные заседатели военных трибуналов избираются на тех же основаниях военнослужащими гарнизонов, соединений, армий, флотов и округов.

Судьёй может быть избран гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трёх лет.

Ст.150. При выборах судей и народных заседателей действуют общие принципы избирательной системы СССР:

а/ альтернативность и состязательность кандидатур;

б/ право Советского народа на достойное представительство в орга­нах правосудия;

в/ право самовыдвижения кандидатов в судьи и народные заседатели;

г/ право членов трудового коллектива, выдвинувшего кандидата в су­дьи либо в народные заседатели, голосовать не по месту их жительства, а по месту работы;

д/ право каждого избирателя заявить аргументированный устный или письменный отвод любой выдвинутой кандидатуре;

е/ право избирателей давать наказы кандидатам в судьи и народные заседатели;

ж/ право народного заседателя на освобождение его от исполнения профессиональных обязанностей, с сохранением среднего заработка по ме­сту постоянной работы, на время его участия в осуществлении правосу­дия;

з/ обязанность судей и народных заседателей отчитываться перед избирателями в своей работе и информировать их о деятельности соответст­вующего суда;

и/ право избирателей на отзыв в любое время судьи либо народного заседателя, не оправдавшего их доверия.

Порядок проведения выборов в судебные органы определяется соответствующим законодательством СССР, союзных и автономных республик.

Ст.151. Высшим судебным органом СССР является Верховный Народный Суд СССР. В пределах, установленных законом, Верховный Народный Суд СССР осуществляет надзор за деятельностью судебных органов СССР и со­юзных республик.

Состав и порядок деятельности Верховного Народного Суда СССР опре­деляется законом. Председатели Верховных Народных Судов союзных респуб­лик входят в состав Верховного Народного Суда СССР по должности.

Ст.152. Правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Ст.153. Разбирательство дел во всех судах СССР и союзных республик является открытым, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На обусловленных законом основаниях допускается участие в суде представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Ст.154. Судопроизводство в СССР ведётся на языке союзной республи­ки, автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.

Участникам процесса, не владеющим языком, на котором ведётся судо­производство, обеспечивается через переводчика возможность полного, детального ознакомления с материалами дела и с ходом судебного заседа­ния, а также право выступать в суде и совершать иные процессуальные действия на родном языке.

Ст.155. Виновность гражданина в совершении преступления устанавли­вается только судом.

Гражданин считается виновным в совершении инкриминируемого ему пре­ступления с момента вступления в законную силу приговора суда.

Ст.156. Задержанный, заключённый под стражу до предъявления обви­нения, обвиняемый пользуются правом на получение помощи защитника (ад­воката) с момента, - соответственно, - задержания, заключения под стра­жу, предъявления обвинения.

Порядок предоставления помощи адвоката в вышеперечисленных ситуа­циях определяется законом.

Ст.157. Граждане СССР имеют право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая по­мощь оказывается бесплатно.

С целью оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в СССР действуют коллегии ад­вокатов. Организационное строение и порядок деятельности адвокатуры определяются соответствующим законодательством СССР, союзных и авто­номных республик.

Любое должностное лицо, к которому гражданин обратился в связи с возникшими у него вопросами юридического характера, обязано в рамках своей компетенции дать исчерпывающее разъяснение юридической стороны дела, по желанию гражданина - в письменной форме, в том числе и в тех случаях, когда гражданин в силу своего неведения обращается не по наз­начению. Непредоставление должностным лицом требуемой юридической по­мощи либо информации, равно как дача заведомо ложных, запутывающих дело указаний могут повлечь за собой обусловленную законом ответствен­ность, если окажется, что этими действиями или бездействием гражданину причинён существенный материальный либо моральный ущерб.

То же относится к народным депутатам, функционерам КПСС и общест­венных организаций, работникам СМИ, любым другим официальным адресатам обращений граждан.

Ст.158. С целью разрешения хозяйственных споров между предприятия­ми, учреждениями и организациями в СССР действуют органы Государственного арбитража.

Структура и порядок деятельности органов Государственного арбитра­жа определяются Законом о Государственном арбитраже в СССР.

Ст.159. Высший надзор за соблюдением социалистической законности всеми официальными органами и организациями, должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на отделы юстиции президиумов Сове­тов народных депутатов, во главе с Отделом юстиции Президиума Верхов­ного Совета СССР.

Ст.160. Отдел юстиции президиума Совета народных депутатов осуще­ствляет в пределах ведения данного Совета, в числе прочих, следующие функции:

а/ общий надзор за соблюдением социалистической законности всеми официальными органами и организациями, должностными лицами и граждана­ми, с правом принесения протеста на выявленные нарушения закона;

б/ передачу материалов для возбуждения уголовного дела в следст­венные органы или в суд;

в/ надзор за соблюдением зак

Шедевры живописи Картины, 

продажа Картины для интерьера. Анализ веб сайтов Магазин картин Картины Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
лого